
Представляете, есть такой садоводческий приемчик поливать растения разбавленной кровью. В крови много полезных для растения веществ. Хлорофилл в листьях растений имеет схожий с кровью состав. Правда, если поливать чистой кровью, будет резкий неприятный «трупный» запашок, почва окислится и растение погибнет.
Пусть вас не пугает такая кровожадная преамбула, но этот образ прекрасно ложится на политику.
В последнее время историки, аналитики и эксперты все чаще обращают внимание, на схожесть нынешних экономических идей с теми, что проводились Столыпиным и его кабинетом в начале 20-го века. Только теперь экономическое движение не сопровождается столь жестким и экстремистским фоном в политике. По крайней мере, пока.
Конечно, бескровная аннексия Крыма, «потешные» санкции США и Евросоюза, сирийское «бодание» в ООН не идут ни в какое сравнение с политической ситуацией 1905-1907 года, когда мир балансировал на грани новой мировой войны, а наша страна находилась в предреволюционном состоянии. В те времена в оппозиции действительно было много террористов, не то что сейчас. И военно-полевые суды выступали в роли «кровавого огнетушителя» и предлагали оппозиции ответный террор, сбивая расстрелами и прилюдными повешениями пламя бунта, грабежей и насилия. Плюс ко всему, мы были повержены в Русско-японской войне, и неумолимо надвигался следующий, куда более серьезный конфликт.
Но глядя на нынешнюю ситуацию, на тот самый «путинский застой», о котором так много говорят, невольно понимаешь, что новая волна консерватизма схожа с процессами, которые происходили при Столыпине.
П.А. Столыпин
На очереди главная наша задача — укрепить низы. В них вся сила страны. Их более 100 миллионов и будут здоровы и крепки корни у государства, поверьте — и слова Русского Правительства совсем иначе зазвучат перед Европой и перед целым миром… Дружная, общая, основанная на взаимном доверии работа — вот девиз для нас всех, Русских. Дайте Государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России.
Сегодня людей, продвигающих эти идеи, таких как Шувалов и Кудрин, некоторые политологи ошибочно называют либералами. Но это не так.
В кабинете Столыпина заседала особая порода консервативных либералов, или же либеральных консерваторов – они не поощряли изоляционистских настроений, но в то же время не испытывали комплекса неполноценности перед Западом. Они не боялись отказываться от «насиженных гнездышек», на которые опиралась экономика, в частности, от эксплуатации крестьянства. В этом смысле нынешнее путинское правительство (а оно, конечно, не медведевское, а путинское) – это не отклонение, как некоторые думают, а возвращение России в исторический контекст, из которого ее выбросили стихийные обстоятельства (революция), личная недальновидность Николая II, который ревновал страну к Столыпину, а позднее либеральные эксперименты конца 20 века.
История делает круг по спирали, повторяясь уже на современном уровне.
Если подвергнуть министров тех лет спектральному разложению, скажем по политической принадлежности и экономической деятельности, можно проследить интересную вещь, на которую на Гайдаровском форуме обратил внимание доктор исторических наук, главный научный сотрудник РАНХиГС, лауреат Премии Егора Гайдара Александр Пыжиков. Он сравнил современный российский кабмин… со столыпинским.
Видео: https://www.youtube.com/watch?v=hA0VgdqSMds
Вот несколько интересных сравнений.
6-й Министр торговли и промышленности Российской империи Сергей Иванович Тимашев и Первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации Игорь Иванович Шувалов.

Как сейчас, так и тогда понятие «непопулярных» мер по оздоровлению экономики остается актуальным. Вылечить экономику и удержать ее стабильность во время кризиса можно только за счет жесткой дисциплины в исполнении принятых решений. Так считает Шувалов, такой же позиции придерживался и Тимашев.
Оба в свое время вплотную занимаются банковскими системами. Тимашев принимал непосредственное участие в самых значимых реформах финансово-кредитной системы России конца XIX - нач. XX вв. в том числе введение в России размена кредитных билетов на золото – его идея. В 2012 году Игорь Шувалов выступил с идеей создания «мегарегулятора» финансовых рынков России на базе Центрального банка.
Игорь Шувалов в интервью изданию New Times.
"У правительства и Банка России нет цели укрупнять банки, задача в том, чтобы, во-первых, убрать с рынка тех, кто занимается сомнительными операциями, а у нас это целая статья незаконного бизнеса. Во-вторых, чтобы не было банков с недостаточностью капитала: им надо искать партнеров, возможно, сливаться с другими банками"
В 1892-1894 годах Тимашев был членом Комиссии по пересмотру Устава Государственного банка и управляющим делами этой комиссии. После отставки в сентябре 2011 года министра финансов и вице-премьера Алексея Кудрина Шувалов стал курировать экономический блок в правительстве. В том же году был назначен вместо Кудрина главой Совета по финансовым рынкам и представителем России в совете Евразийской экономической комиссии.
Тимашев добился принятия закона о государственном страховании рабочих от несчастных случаев и болезней. Шувалов тоже плотно занимается вопросами трудового законодательства – в частности, это именно он активно добивался «переаттестации» негосударственных пенсионных фондов (НПФ) с целью сделать их деятельность более прозрачной.
Наконец, и Тимашев, и Шувалов борются с корневыми проблемами экономики. Первый сто лет назад говорил о развитии заводов и ухода от «крепостной» экономики, спустя век Шувалов поднимает вопрос о развитии несырьевой экономики и ухода от «углеводородной».
Сергей Тимашев
"Не всем известно, какими стеснениями было обставлено дело открытия новых фабрик и заводов; нужно большое мужество и энергия, чтобы не спасовать перед этими формальностями. Я счел необходимым разработать законопроект об изменении старого порядка и его упрощении. Кому выгодно увеличение числа фабрик и заводов? Конечно, прежде всего, населению. Между тем этот законопроект вызвал мало сочувствия и много иронических замечаний"
Игорь Шувалов о высоких ценах на нефть. (http://www.newsru.com/finance/20oct2013/shuvalovoil.html)
"Напротив, если цены на нефть упадут, а доходы от экспорта углеводородов снизятся, откроются новые возможности для развития несырьевого сектора экономики - это будет "совершенно другая возможность для тех, кто не имеет никакого отношения к сырьевому сектору".
В начале XX в. Россия делала первые шаги на пути к капиталистической экономике, и положительное влияние торговли и промышленности на будущее страны понималось не всеми. К министру часто относились как к проводнику корыстных интересов фабрикантов и встречали в штыки, пишут историки.
Другой пример, приведенный Пыжиковым, - сравнение 4-го председателя Совета министров и, по совместительству, 17-го министра финансов Российской Империи Коковцова Владимира Николаевича с уже упомянутым выше 11-ым министром финансов Российской Федерации Кудриным Алексеем Леонидовичем (который, правда, уже не работает в правительстве, но, безусловно, остается знаковой фигурой).

Если опустить политическую составляющую (Коковцов все-таки был правым консерватором и «черносотенцем»), его экономические решения в составе кабмина Столыпина очень похожи на те, что принимал Кудрин. Например, Коковцов был противником повышения госрасходов, как и Кудрин выступавший, например, резко против вливания триллионов в оборонку при Медведеве.
При Коковцове проводилась страховая реформа, которая ограничивала продолжительность рабочего дня 10 часами, вводила обязательное страхование рабочих от несчастных случаев и выплаты в период временной нетрудоспособности по болезни.
Кстати, Кудрин, как и Шувалов, выступает с непопулярной, но вытрезвляющей риторикой, говоря о том, что высокие цены на нефть — враг российской экономики.
Кроме того доклады Комитета гражданских инициатив Кудрина ложатся на самые высокие столы, а в них содержится немало критики решений высокопоставленных людей. Отчасти по этой причине многие были против его назначения на премьерский пост – это, пожалуй, основное отличие Кудрина от Коковцова, который премьером был дважды.
Еще одна пара - нынешний замминистра финансов РФ Сергей Шаталов и его коллега из 1906 года Николай Николаевич Покровский.

Покровский разработал весь комплекс реформ и всю концепцию подоходного налога в царской России, которая была тогда впервые введена. Этим же сейчас занимается Шаталов.
Впервые вопрос о необходимости введения подоходного налога был поднят в Государственном совете 10 марта 1905 г. при обсуждении представления министра финансов В. Н. Коковцова об увеличении налогов в связи с расходами на Русско-японскую войну.
В наши дни вот уже больше 10 лет Шаталов продолжает этот процесс и работает над трансфертным ценообразованием и консолидацией налогоплательщиков. Сейчас уже пройден большой этап налоговой реформы, который сформировал новые инструменты.
Даже глядя с большого расстояния на решения, принятые кабинетом Столыпина, можно отметить, что он не только предотвратил войну, когда Россия могла вступить в нее уже в 1912 году, но твердо и успешно проводил финансовую политику. В самые критические периоды во время Русско-японской войны столыпинские министры избегали резкого повышения налогового бремени, покрывали рост государственных расходов за счет займов, умели в короткий срок вновь достичь роста промышленности после военных и социальных катаклизмов.
Странам СНГ пора нам уже начать уважать самих себя и понимать глобальные исторические процессы, не кидаясь на сиюминутные блага, которые сулят евросоюзовские договоры. За ними не стоит ничего, кроме долгов и отказа от собственной экономики. Надо учиться на чужих ошибках. За плачевным примером далеко ходить не надо. Выйдя из состава СССР и обратив свои взоры на Запад, Украина попала в капкан безграмотного правительственного менеджмента и чехарды режимов. Ни одна из сторон политического конфликта не смогла реализовать нормальную экономическую программу и внятно вписаться либо в евроинтеграцию, либо в Таможенный союз. У них не было тех 20 лет покоя, о которых просил Столыпин для государства, а лишь одна оранжевая революция сменяла другую.
У нас же все иначе. Если брать за точку отсчета 1999 год, просьба Столыпина с некоторыми историческими поправками вскоре будет исполнена, если не погрязнем в войне из-за Крыма (что вряд ли).

Journal information