Сергей Никитский (nikitskij) wrote,
Сергей Никитский
nikitskij

Categories:

Почему Москву не объявляют зоной экологического бедствия - 2



Несколько лет активно участвовал в экологическом движении «Сделаем!», и в 2012 году мы даже провели самую масштабную гражданскую акцию в истории современной России. Тогда вышли в один день на уборку почти 100.000 человек во всех регионах России. Общаясь в экологических кругах России, я пришел к парадоксальному выводу, что есть настоящие экологии и есть персонажи, преследующие какие-то совершенно другие цели...

Настоящие экологи, как правило, занимаются снижением воздействия человеческого фактора и промышленности на окружающую среду. Есть разные пути, по которым люди приходят к этой идее: хотя факультеты экологии появились в России сравнительно недавно, разнообразные кафедры охраны природы были даже тогда, когда учились мои родители. Цели этих людей ясны – оставить планету будущим поколениям не хуже, чем она досталась нам. Но есть совершенно другой сорт людей, который рассматривает экологические проблемы всего лишь как способ личного продвижения и обогащения. И таких очень много в нашей стране. Да и не только в нашей…

Я уверен, что благодаря именно таким деятелям экологи в России за последнее десятилетие так и не стали реальной политической силой, в отличие от тех же стран Старого Света, где они представлены в парламенте. Но не будем о Европе, нам и своих проблем хватает. Давайте поговорим о столице. Сколько копий уже сломано по поводу того, что нам необходимо вопрос с воздухом и прочими загрязнителями решить раз и навсегда! Начали в 90-е годы с, казалось бы, очевидного. А давайте уберем из Москвы все производство! В итоге вместо вполне логичных действий по разработке и внедрению столичных эко-программ были закрыты уникальные промышленные предприятия, которые в свете последних санкций сейчас бы очень пригодились: авиамоторный завод «Салют» с их знаменитыми двигателями, авиационный завод «Знамя Труда» с истребителями, металлургический завод «Серп и Молот» с полным набором продукции от проволоки до труб, машиностроительный завод НПО «Гелиймаш», производящий сложнейшее оборудование, название которого и выговорить трудно, и многие другие. Теперь на их месте жилые районы с владельцами сотен тысяч автомобилей (если кто не знал – сейчас в Москве 4 500 000 транспортных средств). Вместо уменьшения выбросов произошло, собственно, их увеличение. Почему?



Несмотря на то, что в Москве заводов почти не осталось,проблемы с загрязнением окружающей среды в столице по сравнению с прошедшим стоит не менее, если не более остро. Совсем недавно на Снобе я опубликовал данные Федеральной службы государственной статистики, где отражены выбросы загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных и передвижных источников в Москве. Согласно этим данным, все заводы столицы в общем объеме выбросов дают лишь 7%, а 93% выбросов (929,93 тысяч тонн) приходится на автомобильный транспорт. Ну конечно, скажете вы. Если две трети заводов закрыли, то и получается, что заводы выбрасывали в 3 раза больше. Но даже тогда получается, что выбросы промпредприятий составили бы всего 18% (а не 21%, как вы могли подумать). То есть сегодня транспорт БОЛЕЕ ЧЕМ В 13 РАЗ сильнее портит воздух в столице, чем все предприятия, вместе взятые. Так что у меня накопились неприятные вопросы к бывшим мэрам Москвы Юрию Михайловичу и Гавриилу Харитоновичу – насколько реально проекты по переносу промпредприятий были продиктованы экономическими и экологическими соображениями, а на сколько вопрос стоял в освоении привлекательных столичных земель? Теперь уже никто не ответит.Теперь деятели «от экологии» на щит подняли Московский нефтеперерабатывающий завод в Капотне. По мнению «экологических активистов» завод слишком загрязняет воздух в столице. Как все знакомо. При этом традиционно активное внимание уделяется лишь одной стороне вопроса. Я уже говорил, что из 82 кг бензопиренов и формальдегидов в год, приходящихся на каждого москвича, доля всех промышленных выбросов составляет всего 6 кг!



Давайте смотреть далее. Хоть один автомобиль, загрязняющий воздух, был убран с улицы Москвы? Нет! Из последних попыток хоть как-то повлиять на ситуацию в столице можно упомянуть разве что платные парковки, активно продвигаемые Департаментом транспорта. Личный проект Ликсутова удался, но ни разу не повысил чистоту воздуха, скажем прямо. Нет, чтобы отстроить систему эко-транспорта в Москве по аналогии с опять же европейской системой. Вот это был бы проект (хотя, если честно, в каждом случае нужно смотреть глубже – очень часто оказывается, что суперэкологичный транспорт оказывается невероятно «грязным» на стадиях производства).

Парадоксально, но факт: можно закрыть и вынести за территорию Москвы все заводы сразу, но экологическая ситуация качественно не улучшится. А вот если ограничить количество автотранспорта в столице, который обеспечивает свыше 90% всех загрязняющих веществ в атмосферный воздух? С этим уже можно было бы «играться»: я уверен, что при ограничении трафика хотя бы на четверть, мы получили бы видимый эффект. Необходимо максимально быстро избавляться от дряхлого транспорта (если хватит у правительства денег, то как можно дольше продолжать программу утилизации старых авто). Взять пример с Европы – ввести жесткие нормативы на бензин и дизель, которые выпускают наши НПЗ (в России, к счастью, существует на этот счет Техрегламент, и согласно ему упомянутый завод в Капотне с опережением сроков выпускает только Евро-5). Конечно, не вздохнули бы полной грудью свежего воздуха, но как минимум снизили нагрузку на легкие. Однако заводы закрывать легче, а попутно использовать возможность сорвать денег или просто красиво «попиариться».

Шаги, которые необходимо предпринять, банальные и очевидные. Давайте пользоваться успешным мировым опытом. Без стеснения своруем все хорошее у проклятого Запада! Давайте те немногие столичные предприятия, которые еще остались, с одной стороны – беречь, чтобы Москва не превратилась окончательно в город офисного планктона (посмотрим, как теперь эта часть населения столицы переживет очередной кризис). А с другой стороны нам нужно обязать заводы и фабрики не просто соблюдать все экологические нормы, но и совершенствовать всю инфраструктуру вокруг себя. Вот тогда соседство с ними будет не печальным, а выгодным.

Tags: Авто, Москва, Экология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мифы и заблуждения насчет России

    Британский «аналитический центр» Chatham House опубликовал обширный доклад «Мифы и заблуждения насчёт России. Как они влияют на западную политику…

  • Первая беспилотная трасса в России

    Это был самый странный Петербургский международный экономический форум за 25 лет. Больше обсуждали валяющихся на полу клоунов с тиктока и ночные…

  • Тест-драйв Hyundai Palisade

    Кто бы мог подумать, что при покупке автомобиля Hyundai теперь придется платить налог на роскошь. К сожалению, цены растут, и флагманский…

promo nikitskij ноябрь 22, 2013 22:00 5026
Buy for 200 tokens
Что-то куда-то пропали некогда активные френдмарафоны. А ведь появляются новые блогеры, которые ищут себе новых друзей и читателей. Раз в год можно и мне провести френдмарафон-) В комментариях первого уровня пишем о себе или о своем журнале, знакомимся, добавляем друг друга в друзья. Я также…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Мифы и заблуждения насчет России

    Британский «аналитический центр» Chatham House опубликовал обширный доклад «Мифы и заблуждения насчёт России. Как они влияют на западную политику…

  • Первая беспилотная трасса в России

    Это был самый странный Петербургский международный экономический форум за 25 лет. Больше обсуждали валяющихся на полу клоунов с тиктока и ночные…

  • Тест-драйв Hyundai Palisade

    Кто бы мог подумать, что при покупке автомобиля Hyundai теперь придется платить налог на роскошь. К сожалению, цены растут, и флагманский…