
ВИЧ, гепатит, туберкулез, СПИД – вам о чем-то говорят эти пугающие слова? Вы когда-нибудь залезали в «Википедию», чтобы почитать, чем ВИЧ отличается от гепатита? Слава богу, если у вас не возникало такой страшной необходимости...
Но может быть, благое неведение в данном случае – это зло? Пугающие данные приводит в своем интервью «Русской планете» академик РАН, доктор медицинских наук, профессор Вадим Покровский. По его словам, более 1% населения в Свердловской, Самарской и Иркутской областях заражено ВИЧ-инфекциями.
Вы только вдумайтесь в эти цифры. Для сравнения, например, представьте, что 1% жителей европейской страны средних размеров с населением 4 млн человек больны ВИЧ. В Иркутской области живет 4,3 млн человек, то есть больше чем в Хорватии. Ситуация действительно тревожная.
ВИЧ, как и хронический гепатит и туберкулез, принадлежит к числу заболеваний, устойчивых к лекарствам. Конечно, иногда в мировой медицине случаются прорывы. Буквально сегодня сообщили, что в Австралии ученые случайным образом открыли новый препарат, показавший стопроцентную эффективность в лечении гепатита B. У них это получилось сделать путем сочетания американского лекарства от рака Birinapant и простого противовирусного препарата Entecavir. Увы, но основной компонент чудо-средства, Birinapant, был создан в США, протестирован на 350 людях, но до сих пор не поступил в продажу. Когда новое лекарство от гепатита B «докатится» до России вообще неизвестно, и даже если это когда-то произойдет, стоить оно будет безумных денег.
Но что же делается в нашей стране для профилактики и лечения серьезных хронических заболеваний? Во-первых, еще прошлым летом стало известно о том, что в Петербурге была разработана ВИЧ-вакцина, которая может выйти на рынок уже через 5-6 лет. Вот что говорит руководитель проекта, директор Санкт-Петербургского биомедицинского центра, доктор биологических наук, профессор Андрей Козлов: «Кстати, что касается противовирусных препаратов. Да, современные средства хороши, имеют минимум побочных эффектов (но имеют!). Главный минус – вынужденный пожизненный прием (то есть если человек по каким-то причинам перестает принимать препараты, вирус быстро идет в наступление). И – высокая цена. Государство бесплатно снабжает больных этими препаратами. Но противовирусную терапию у нас в стране получают порядка 110 тысяч ВИЧ-инфицированных, на что уходит около 20 миллиардов рублей из госказны. А ВИЧ-инфицированных у нас (только по официальным данным) порядка миллиона. То есть препаратов нужно по крайней мере в 7–8 раз больше!».
Для того, чтобы лечение получали все 900 тыс. больных ВИЧ россиян, необходимо, чтобы такие талантливые ученые-медики, как Андрей Козлов, получали консолидированное финансирование от государства на свои исследования и претворение результатов в жизнь. Вторая вещь, о которой следует здесь упомянуть – это создание в России единой «Национальной иммунобиологической компании» на базе госкорпорации Ростех. В нее войдут ОАО «Синтез» (крупнейший наш поставщик средств антибактериальной терапии, включая противотуберкулезные препараты), завод по переработке крови в г. Кирове (единственное российское предприятие, которое будет способно обеспечить потребность РФ в плазматических препаратах крови в полном объеме), ООО «Форт» (занимается инновациями в сфере иммунобиологии) и НПО «Микроген», крупнейший в РФ производитель иммунобиологических лекарств.
Создание на территории России полного цикла разработки и производства лекарств и прививок от тяжелых хронических заболеваний необходимо именно потому, что мы не можем позволить себе дожидаться, пока в Европе или Австралии разработают новую вакцину и начнут наконец поставлять ее на российский рынок. Кроме того, препараты иностранного производства обычно очень дорого стоят. Сегодня рынок вакцин в РФ почти полностью занят зарубежными поставщиками. Участие российских предприятий в этой цепочки заключается лишь в фасовке закупленных прививок или препаратов по коробкам, что, разумеется, неправильно. «Сегодня рынок лекарственных препаратов РФ находится под преобладающим влиянием дистрибьюторов импортных препаратов, при этом отечественная фармацевтическая отрасль развивается недостаточно динамично... Данная работа будет способствовать развитию российских фармацевтических производств и позволит уже к 2020 году обеспечить суверенитет России в сфере производства и поставок многих лекарственных препаратов», – заявил гендиректор корпорации Ростех Сергей Чемезов.
Помимо необходимости разработки собственных вакцин, еще одна важная задача – это профилактика заболеваний. С ней в России дела обстоят даже хуже, чем с лечением. Мы толком не знаем, что из себя представляют эти болезни и кто из окружающих может быть инфицирован. Неделю назад, например, в МК появилась скандальная статья о том, что треть мигрантов в России просто ничего не слышали о туберкулезе и лишь половина из них, приезжая на заработки, предоставляют справку об отсутствии инфекций. Это притом что живут трудовые мигранты в условиях скученности, когда заразить соседей тем же туберкулезом очень легко.
Тем не менее в сфере предупреждения, диагностики и профилактики тоже происходят сейчас некоторые подвижки: видимо, к кому-то наверху пришло осознание, что 900 тысяч ВИЦ-инфицированных – это уже полноценная эпидемия. Недавно стало известно, что Минздрав России проводит аукционы на поставку тест-систем для мониторинга эффективности лечения ВИЧ-инфицированных лиц.
Закончить хотелось бы http://rusplt.ru/society/spid-atakuet-rossiyu-16534.html" target="_blank">словами Ольги Прохоровой, специалиста по профилактике и лечению ВИЧ-инфекции в Свердловской области – очень сложном регионе, через который, как сетует сама Ольга, проходит наркотрафик из Средней Азии, во многом поэтому здесь во многих муниципалитетах положительный статус ВИЧ имеют целых 2% жителей:
«Мы стремимся выявить реальную картину распространения ВИЧ-инфекции и проинформировать о ней население. В Свердловской области на данный момент наблюдается генерализованная эпидемия ВИЧ, и от заражения не застрахован никто. Люди должны об этом знать. Ведь вирус иммунодефицита распространяется не только среди наркоманов, но и половым путем. Почти половина заболевших инфицирована через незащищенный половой акт. Поэтому так важна профилактическая работа, которая не даст количественного эффекта при таком уровне эпидемии еще несколько лет, зато поможет изменить поведение людей, сделать его более осторожным».
Призываю просто не отмахиваться от этой проблемы, разговаривать больше с нашими детьми, больше интересоваться вопросом для собственного развития. Нас хоть и 140 миллионов, но минимум миллион нуждается в пожизненной помощи.
Journal information