Во время кризиса для бизнеса крайне важна поддержка государства. И она оказывается, однако, как выясняется, не всегда тем, кто действительно ее достоин. Для того, чтобы скрыть мошеннические схемы получения господдержки, отдельные организации идут на крайне оригинальные, но, увы, действенные меры.
На днях премьер-министр Мишустин начал свой второй большой тур по регионам, одной из главных задач которой и ставится выявление проблем бизнеса и выстраивание механизмов по его поддержке. Первым пунктом визита Мишустина стала Чувашия, где он на встрече в руководством региона отметил «большую долю НИОКР на предприятиях региона». А тут, как раз, разворачивается любопытная ситуация вокруг частного завода ЧЭАЗ, который активно подпитывается государственными деньгами выделяемые на эти самые НИОКРы
С одной стороны, АО «Чебоксарский электроаппаратный завод» (ЧЭАЗ) находится в перечне стратегических предприятий и продолжает получать бюджетные деньги на свое развитие, но, с другой стороны, одновременно с этим в суде находится дело о коррупции и иск того же самого Минпромторга к ЧЭАЗ о защите деловой репутации. Естественно, некая двуликость Минпромторга (который как раз и формирует этот список стратегических предприятий) и других федеральных органов власти вызывает недоумение.
Запись об этом деле есть в открытых базах данных:
Очередное заседание по этому делу назначено на 23 ноября.
Самое удивительно в данной ситуации не то, что Минпромторг подает в суд на предприятие. Нет, поражает другое: при этом ведомство до сих пор не исключило ЧЭАЗ из списков системообразующих предприятий, а это позволяет заводу продолжать получать сотни миллионов рублей господдержки. Поневоле приходят мысли о могущественных лоббистах в министерстве, которые отстаивают интересы ЧЭАЗ на федеральном уровне, ведь этот список составляет сам Минпромторг и, более того, сотрудники именно этого ведомства его регулярно пересматривают.
Разобраться в ситуации с нюансами госфинансирования и господдержки решила прокуратура. И выяснились удивительные подробности!
На 24 сентября было назначено заседание Арбитражного суда Чувашии по иску прокуратуры Ленинского района Чебоксар о взыскании с АО ЧЭАЗ и Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ) 284 млн. рублей в пользу федерального бюджета. Прокуратура полагает, что работы по договору с Минобрнауки по реализации комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства были выполнены фиктивно.
Схема была реализована довольно интересно. Договор между ЧЭАЗ и УГНТУ предусматривал создание производства по разработке высоковольтных частотно-регулируемых приводов (ВЧРП). Однако вместо собственных разработок ЧЭАЗ использовал готовые решения японской компании TOSHIBA, для чего в 2013 году заводом была приобретена лицензия TIMEIC .
В результате предприятие отчиталось о создании собственного производства в рамках исполнения гранта в 300 млн. рублей. Но вот проблема: из-за низкого качества продукции завод лишился лицензии. Думать долго не стали: просто переориентировались на китайские аналоги, которые стали использовать даже при реализации гособоронзаказа (например, на объекте концерна «Сатурн»). Рабочие просто стирали китайские иероглифы с деталей. Шильдики с импортных деталей переклеивались, при этом государство платило за это все, как за наши собственные разработки.
Именно в этой ситуации и решила разобраться прокуратура, однако шансов у нее, увы, не так уж и много: предприятие уже пытается прикрыться грифом «секретно», аргументируя все это угрозами национальной безопасности. Однако разве сам подобный прецедент не является самой что ни на есть угрозой нашей безопасности?
Более того, разве использование деталей иностранного производства при производстве продукции для Минобороны и Госкомпаний не является само по себе серьезным нарушением? Очевидно, что как минимум на время разбирательства ЧЭАЗ должен быть исключен из списка системообразующих.
Для чего тратить сотни миллионов рублей господдержки на предприятие, которое тупо закупает китайские детали? По факту – это откровенное мошенничество (на что и пытается указать прокуратура), которое пытаются скрыть под грифом «секретно». Если на этот раз получится, то логичным будет вопрос: а сколько вообще таких дел? Сколько еще коррупционных и мошеннических схем можно спрятать под грифом «секретно» от зорких глаз надзорных органов? Почему Минобороны, которое крайне тщательно следит в последнее время за чистотой своих рядов и вообще за собственным имиджем, терпит подобное? И почему все мы в условиях жесточайшего кризиса должны продолжать за наш общий счет кормить кучку коррупционеров на одном чувашском заводе? Гораздо правильнее потратить эти деньги на что-то более стоящее.
Journal information